Дизайн учебник читать

Закрыть ... [X]

Автор/создатель: Писаренко Т.А., Ставнистый Н.Н.

Зрительное восприятие на девяносто процентов обеспечивает человека всей получаемой информацией. Визуальные образы интернациональны, они позволяют легко преодолевать языковой барьер. Запоминаемость зрительной информации выше, чем любой другой. Органы чувств у всех людей устроены примерно одинаково, следовательно, существуют объективные закономерности зрительного восприятия. Учебное пособие включает ключевые разделы дизайна, такие как теория цвета; цветовоспроизведение; композиция; эргономика.

Приведенный ниже текст получен путем автоматического извлечения из оригинального PDF-документа и предназначен для предварительного просмотра.
Изображения (картинки, формулы, графики) отсутствуют.

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТИХООКЕАНСКИЙ ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ТЕХНОЛОГИЙ Т.А. Писаренко Н.Н. Ставнистый ОСНОВЫ ДИЗАЙНА ВЛАДИВОСТОК 2005 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................................................................5 1. ЦВЕТ И ЦВЕТОВОСПРИЯТИЕ ........................................................................................................................7 1.1. ПРИРОДА ЦВЕТА .................................................................................................................................................7 1.2. ОСВЕЩЕНИЕ И ЦВЕТ ...........................................................................................................................................9 1.3. ЦВЕТОВОЕ ЗРЕНИЕ ............................................................................................................................................12 1.4. ЦВЕТОВАЯ ГАРМОНИЯ ......................................................................................................................................17 1.4.1. Цветовые контрасты.............................................................................................................................17 1.4.2. Цветовой круг..........................................................................................................................................20 1.5. ЦВЕТ И ПСИХОЛОГИЯ .......................................................................................................................................22 1.5.1. Психологическое воздействие цвета на человека ................................................................................22 1.5.2. Психологическое воздействие на человека цветовых сочетаний.......................................................26 1.5.3. Цвет в индивидуальной и общественной практике человека .............................................................29 1.6. ЦВЕТОВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ...............................................................................................................................30 1.6.1. Методы синтеза цвета .........................................................................................................................30 1.6.2. Идеальный и реальный синтез цвета ....................................................................................................31 1.6.3. Цветовые модели.....................................................................................................................................32 1.6.4. Индексированный цвет ...........................................................................................................................37 1.6.5 .Плашечные цвета ....................................................................................................................................38 1.6.6. Цветовоспроизведение в компьютере...................................................................................................39 2. КОМПОЗИЦИЯ...................................................................................................................................................40 2.1. КОМПОЗИЦИЯ В ДИЗАЙНЕ.................................................................................................................................40 2.2. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ФОРМЫ И ПРОСТРАНСТВА ....................................................41 2.2.1. Свойства восприятия ............................................................................................................................41 2.2.2. Перспектива ............................................................................................................................................47 2.2.3. В мире теней............................................................................................................................................51 2.3. ХАРАКТЕРИСТИКИ КОМПОЗИЦИИ .....................................................................................................................53 2.3.1. Форма .......................................................................................................................................................53 2.3.2. Равновесие................................................................................................................................................55 2.3.3. Контраст.................................................................................................................................................57 2.3.4. Нюанс........................................................................................................................................................58 2.3.5. Метрический повтор ..............................................................................................................................60 2.3.6. Ритм .........................................................................................................................................................61 2.3.7. Гармония и центр композиции ...............................................................................................................63 2.3.8. Пропорционирование...............................................................................................................................64 2.3.9. Масштабность........................................................................................................................................68 2.4. ПОСТРОЕНИЕ КОМПОЗИЦИИ .............................................................................................................................68 2.4.1. Основные принципы построения композиции.......................................................................................68 2.4.2. Приемы построения композиции ...........................................................................................................69 3. ШРИФТЫ .............................................................................................................................................................71 3.1 ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ .............................................................................................................71 3.2. НЕКОТОРЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ШРИФТОВ ............................................................................................74 3.3. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К РАБОТЕ НАД ШРИФТАМИ ........................................................75 3.4. ОСОБЕННОСТИ КОМПЬЮТЕРНОГО ОФОРМЛЕНИЯ ТЕКСТОВ ............................................................................79 3.5. НЕКОТОРЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ .................................................................................................82 4. ДИЗАЙН И ЭРГОНОМИКА .............................................................................................................................84 4.1. ЧТО ТАКОЕ ЭРГОНОМИКА .................................................................................................................................84 4.2. ТРЕБОВАНИЯ К СРЕДСТВАМ ОТОБРАЖЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ .............................................................................85 4.3. ТИПЫ КОДИРОВАНИЯ .......................................................................................................................................85 4.3.1. Выбор категории кодирования...............................................................................................................85 4.3.2. Буквенно-цифровое кодирование............................................................................................................86 4.3.3. Кодирование цветом ...............................................................................................................................89 4.3.4. Композиция элементов управления........................................................................................................92 3 5. ДИЗАЙН РЕКЛАМЫ .........................................................................................................................................94 5.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ, ФУНКЦИИ РЕКЛАМЫ .................................................................................94 5.1.1. Определение и задачи рекламы ..............................................................................................................94 5.1.2. Классификация рекламы .........................................................................................................................95 5.1.3. Основные функции рекламы ...................................................................................................................96 5.2. ПЕЧАТНАЯ РЕКЛАМА ........................................................................................................................................96 5.2.1. Заголовок ..................................................................................................................................................96 5.2.2. Бирка.........................................................................................................................................................97 5.2.3. Подзаголовки ..........................................................................................................................................97 5.2.4. Основной текст.......................................................................................................................................98 5.2.5. Эхо-фраза.................................................................................................................................................99 5.2.6. Общие недостатки рекламных текстов ..............................................................................................99 5.2.7. Психологические закономерности восприятия рекламного текста....................................................100 5.2.8. Иллюстрации .........................................................................................................................................100 5.2.9. Композиция рекламного объявления ....................................................................................................102 5.3. НАРУЖНАЯ РЕКЛАМА .....................................................................................................................................104 5.4. ТЕЛЕВИЗИОННАЯ РЕКЛАМА ............................................................................................................................105 5.5. ФИРМЕННЫЙ СТИЛЬ .......................................................................................................................................107 5.5.1. Сущность фирменного стиля ..............................................................................................................107 5.5.2. Основные принципы создания ФС........................................................................................................108 5.5.3. Товарный знак ........................................................................................................................................108 5.5.4. Девиз .......................................................................................................................................................110 ЛИТЕРАТУРА .......................................................................................................................................................113 4 ВВЕДЕНИЕ Дизайн – это разновидность художественно-проектной деятельности, сочетающей принципы удобства, экономичности и красоты. Создавая красивое изделие, необходимо помнить, что красота – это высшая форма целесообразности, а целесообразность – это гармония с окружающим миром. Успех во многом зависит от того, как будет воспринята ваша работа, поэтому необходимо знать и учитывать особенности восприятия человека. Слово дизайн в русском языке появилось относительно недавно. Пришло оно из итальянского языка и в переводе имеет множество значений. “Disegno” – это замысел, план, намерение, цель, чертеж, эскиз, набросок, рисунок, узор, модель, шаблон, лежащая в основе схема, композиция. В связи с бурным развитием современных технологий, понятие дизайна приобрело новый, более широкий смысл и теперь обозначает не только какой-то отдельный предмет, а является целым направлением, применимым ко всем областям современной деятельности человека. Человек, занимающийся дизайном (дизайнер) должен обладать знаниями во многих предметных областях и умело применять их на практике, проецируя в творческом процессе создание образа. С уверенностью можно сказать, что дизайн – это современное искусство художественного конструирования, разработка образцов рационального построения предметной среды. В 1959 году в качестве международного обозначения слова и смысла “Дизайн” был принят термин "industrial design"- “индустриальный дизайн”. В русском языке слово «дизайн» считается синонимом выражения “художественное конструирование” Современный дизайн сформировался в период, наступивший после Второй Мировой войны. Причем наиболее стремительно он начал развиваться в Японии. Японии мы обязаны многим принципам, которые всегда являлись основой традиционного японского искусства, а теперь стали основополагающими во всем дизайнерском искусстве: композиция, асимметрия и целесообразность. Не мало важную роль сыграла японская эстетика и любовь к прекрасному. Нужно отдать должное японским производителям, ведь их товары всегда отвечают двум главным требованиям: практичность и красота. В соответствии с произведениями японского дизайна, создание форм должно быть продуманным и завершенным. Еще одна отличительная черта японского дизайна – это одушевленность вещи. Сейчас не осталось практически ни одной области деятельности человека, которая не была бы подвержена влиянию дизайна. Существует: • дизайн интерьера • дизайн одежды • дизайн книги • ландшафтный дизайн • предметный дизайн • выставочный дизайн • дизайн рекламы и многое другое. С развитием компьютерной техники практически вся человеческая деятельность переместилась в 3х-мерное пространство виртуальной реальности. Все вычисления выполняют машины. Коммуникации происходят по большей части тоже в компьютерном мире. Это неудивительно, ведь современные технологии уже достигли необходимого уровня, отвечающего двум главным требованиям удобства: скорости и отсутствия необходимости в перемещении человека для передачи информации. Но человечество не утратило при этом любовь к прекрасному. И все же наряду с желанием получить практичный товар, возникает другое желание – чтобы товар радовал глаз. Наиболее распространенным видом деятельности современного дизайнера является создание макета для сайтов. Или Web-дизайн по-другому. 5 В основе web-дизайна лежат все те же основные принципы, что и в основе других разновидностей дизайна: • принцип функционализма: “что функционально, то красиво” Этот принцип возник и был сформулирован в конце 20-го века в школе Баухауз. Создание дизайна для сайта ставит перед собой вполне естественные цели восполнения этих принципов. При создании сайта решаются все вопросы его функционирования, а поэтому при разработке макета сайта этот принцип не может не использоваться. Кроме того, очень важным является совокупность графических элементов и их смысловое расположение на холсте макета будущей страницы сайта. Отсюда вытекает второй принцип дизайнерского искусства: • принцип конструктивизма, который заключается не в цели составления композиции, а в цели создания ее конструкции Кроме того, сайт, продуманный в техническом смысле, должен быть проникнут духовной идеей, и, лишь тогда он сможет претендовать на конкурирование с другими работами подобного направления. Дизайн представляет собой творческую деятельность, объединяющую в процессе проектирования достижения в различных областях - технике, технологии, экономике, социологии, искусстве – с целью создания эстетически совершенных, конкурентно-способных изделий, независимо от вида производства. Зрительное восприятие на девяносто процентов обеспечивает человека всей получаемой информацией. Визуальные образы интернациональны, они позволяют легко преодолевать языковой барьер. Запоминаемость зрительной информации выше, чем любой другой. Органы чувств у всех людей устроены примерно одинаково, следовательно, существуют объективные закономерности зрительного восприятия. Ключевыми разделами в дизайне являются: теория цвета; цветовоспроизведение; композиция; эргономика. 6 1. Цвет и цветовосприятие 1.1. Природа цвета Цвет – ощущение, которое возникает в мозгу человека после того, как световые излучения различного спектрального состава, отразившиеся от окрашенных поверхностей, попадают на сетчатку глаза. Аналогичное действие оказывают световые излучения, непосредственно испускаемые светящимися телами. Цвет характеризуется светлотой, цветовым тоном и насыщенностью. В 1666 году Исаак Ньютон, обратив внимание на радужную окраску изображений звезд в телескопе, поставил опыт, в результате которого открыл дисперсию света и создал новый прибор – спектроскоп. Ньютон направил пучок света на призму, а потом для получения более насыщенной полосы заменил круглое отверстие на щелевое. Дисперсия – зависимость показателя преломления вещества от длины волны света. Благодаря дисперсии белый свет разлагается в спектр при прохождении через стеклянную призму. Поэтому такой спектр называют дисперсионным (Рис. 1). Рис. 1. Разложение солнечного света в спектр Цвета делятся на две категории: ахроматические и хроматические. Ахроматические цвета – белый, серый, черный – отличаются только светлотой, то есть количественным показателем. Они не отличаются друг от друга качественно и раздражают все группы рецепторов одинаково. Хроматические цвета определяются и светлотой, и цветностью. Цветность, в свою очередь, обладает двумя характеристиками: насыщенностью и цветовым тоном. Цветовой тон определяет сущность цвета (красный/синий/желтый), а насыщенность позволяет оценить, насколько "глубоким" и "чистым" является данный цвет, то есть насколько он отличается от ахроматического. Рис. 2. Спектр видимого света Чтобы определить понятие цвета, вполне достаточно волновой теории. Итак, свет есть излучение с определенной длиной волны. Спектр видимого света – это излучение с длинами волн в диапазоне примерно от 400 до 700 нанометров (рис. 2). Все излучения, лежащие за пределами этого диапазона, человеческим глазом уже не воспринимаются. В пределах видимого спектра излучения с разной длиной волны интерпретируются человеческим глазом как цвета. Таким образом, зная спектральный состав света, воспринятого глазом, можно легко определить цвет предмета. Однако обратный процесс с той же легкостью проделать не получается: зная цвет, 7 можно предложить несколько вариантов его спектрального состава. Так, если излучение занимает интервал 570-580 нм, то цвет его однозначно желтый. Но желтым цветом может оказаться и смесь двух монохромных излучений: зеленого и красного, смешанных в определенной пропорции. Если спектральный состав двух цветов одинаков, цвета называются изомерными. Если же излучения одного цвета имеют разный спектральный состав, такие цвета называются метамерными. Если спектр излучаемой телом энергии совпадает (или перекрывается) со спектром видимого излучения, человек воспринимает его как светящийся предмет. Цвет этого тела зависит от спектрального состава излучения. Так, если в спектральном составе излучения преобладают волны от 600 до 700 нм (красная часть спектра), мы будем воспринимать его как красное светящееся тело – например, кусок раскаленного металла. Если в излученном свете присутствуют волны красной и зеленой части спектра, глазу этот свет будет казаться желтым. Если же тело излучает во всем видимом спектре, глаз воспримет его как белый светящийся предмет. Цвет характеризуется тремя параметрами: светлотой, световым тоном и насыщенностью. Светлота определяется как степень отличия данного цвета от черного. Светлота – количественная характеристика цвета, измеряемая числом порогов различения от данного цвета до черного. В компьютерной графике светлота измеряется в процентах по шкале от черного до белого на мониторе пользователя. Нулевая светлота (или яркость) – это черный цвет. Цветовой тон – это собственно цвет, определяется длиной волны излучения, преобладающего в спектре данного цвета. Цветовой тон – качественная характеристика цвета, в отношении которой этот цвет можно приравнять к одному из спектральных или пурпурных. Пурпурные цвета образуются при смешении красного с фиолетовым. В ахроматических цветах все спектральные цвета присутствуют в равных пропорциях. Насыщенность – степень отличия хроматического цвета от равного по светлоте ахроматического, измеряемая числом порогов различения от данного цвета до ахроматического. Насыщенность относится к тому, насколько живым выглядит цвет. Она измеряется в терминах отличия данного цвета от бесцветного (нейтрального) серого цвета с той же самой степенью яркости. Чем ниже насыщенность, тем более серым выглядит цвет. При нулевой насыщенности цвет становится серым Насыщенность является количественной характеристикой содержания белого в цвете. Цвет без содержания белого является высоко насыщенным. Уменьшение насыщенности цвета означает его разбеливание. Цвет с уменьшением насыщенности становится пастельным, блеклым, размытым. Работу с насыщенностью можно характеризовать как добавление в спектральный цвет определенного процента белой краски. В компьютерной графике насыщенность измеряется в процентах от содержания белого: 0% – серый, 100% – полная насыщенность (см. п. 1.6.3). В подавляющем большинстве случаев цветовое ощущение возникает в результате воздействия на глаз потоков электромагнитного излучения из диапазона длин волн, в котором это излучение воспринимается глазом (видимый, или оптический диапазон – длины волн от 380 до 760 нм). Иногда цветовое ощущение возникает без воздействия лучистого потока на глаз – при давлении на глазное яблоко, ударе, электрическом раздражении и др., а также по мысленной ассоциации с др. ощущениями – звука, тепла и т.д., и в результате работы воображения. Различные цветовые ощущения вызывают разноокрашенные предметы, их разноосвещенные участки, а также источники света и создаваемое ими освещение. При этом восприятия цветов могут различаться (даже при одинаковом относительном спектральном составе потоков излучения) в зависимости от того, попадает ли в глаз излучение от источников света или от несамосветящихся объектов. В человеческом языке, однако, используются одни и те же термины для обозначения цвета этих двух разных типов объектов. Основную долю предметов, вызывающих цветовые ощущения, составляют несамосветящиеся тела, которые лишь отражают или пропускают свет, излучаемый источниками. В общем случае цвет предмета обусловлен следующими факторами: его окраской и свойствами его поверхности; оптическими свойствами источников света и среды, через которую свет распространяется; свойствами зрительного анализатора и особенностями еще недостаточно изученного психофизиологического процесса переработки зрительных впечатлений в мозговых центрах. Цвет – одно из свойств объектов материального мира, воспринимаемое как осознанное зрительное ощущение. Тот или иной цвет "присваивается" человеком объектам в процессе их зрительного восприятия. Восприятие цвета может частично меняться в зависимости от 8 психофизиологического состояния наблюдателя, например, усиливаться в опасных ситуациях, уменьшаться при усталости. Цвет служит средством общения. Цвет помогает торговать. Цвет – это сила, которая стимулирует продажи практически любого потребительского продукта. Профессионалы дизайна, графики и полиграфисты прекрасно знают, что цвет является ключевым фактором в процессе торговли, поскольку играет важную роль при принятии решения о покупке. Он пробуждает в покупателе целую вереницу эмоций, притягивающих его к тому или иному товару. Художественные аспекты цвета, его воздействие на человека изучает наука колористика. Эта наука включает знания о природе цвета, основных, составных и дополнительных цветах, основных характеристиках цвета, цветовых контрастах, смешении цветов, колорите, цветовой гармонии, цветовом языке, цветовой гармонии и цветовой культуре. Принято раскладывать спектр на семь цветов. Информация об охотниках и фазанах известна каждому с детства – это деление, введенное Ньютоном, чистая условность. Первый, кто создал стройную систему цветов, был Леонардо да Винчи. Он установил, что многообразие цвета, открытое еще древними греками и римлянами, может быть ограничено. Да Винчи писал: "Простых цветов – 6: белый, желтый, зеленый, синий, красный и черный". Леонардо да Винчи выделил также два возможных аспекта цветов: художественный и физический. В современной колористике принята трехцветная теория цветового зрения. Начало этой теории положил Михайло Ломоносов. Подробно трехцветная теория была разработана в XIX в. в трудах Гельмгольца. По этой теории световые волны, длина которых соответствует красному, синему и зеленому цветам, составляют основу всех цветов в природе, поэтому красный, синий, зеленый – основные, первичные цвета. При наложении попарно трех цветовых потоков первичных цветов образуются вторичные: голубой, пурпурный, желтый. Желтый цвет получается наложением красного и зеленого; первичный синий в формировании желтого не участвует, поэтому синий и желтый являются взаимодополняющими, комплиментарными цветами. При освещении одуванчика синяя составляющая света поглощается цветком, а красная и зеленая отражаются, поэтому мы воспринимаем одуванчик желтым. При смешивании всех первичных составляющих (красной, синей и зеленой) длины волн суммируются и образуется белый цвет. Указанная трехцветная модель – не единственная. Возможно формирование цветов на основе, например, красного, желтого и синего. Возможны также другие варианты. Одним из основоположников колористики был великий немецкий поэт и мыслитель Иоганн Вольфганг Гете. В 1810 г. он издал трактат "Учение о цвете", в котором описал колориметрический круг, названный им «кругом естественных цветов». 1.2. Освещение и цвет Объект воспринимается окрашенным в определенный цвет за счет отражения падающего на него света. Белый отражает свет всех цветов (чем больше отражает предмет, тем он кажется белее), черный – поглощает (чем больше поглощает, тем кажется чернее). В природе не существует материала, отражающего 100% падающего на него света, поэтому нет ни идеально белого, ни идеально черного цвета. Самый черный цвет у черного бархата, он поглощает 99,8% падающего на него света. Самый белый – спрессованный в плитку порошок химически чистого сернокислого бария, отражающий около 94% света. Серый цвет отражает свет в зависимости от соотношения в нем белого и черного. Бесконечно разнообразный серый тон предоставляет большие возможности для его использования. Окраска – это способность предмета отражать излучения с теми или иными длинами волн, а цвет – это результат реализации этой способности в определенных условиях освещения. Окраска делится на три вида. Первый – краска проникает в структуру окрашиваемого тела и изменяет его цвет. Второй – красящее вещество образует цветную непрозрачную пленку, покрывающую окрашиваемое тело. Третий – красящее вещество покрывает тело прозрачной окрашенной пленкой и совместно с цветом тела создает новый цвет. Указанные виды окраски могут действовать и совместно. Окраска физически может оцениваться спектральными кривыми отражения, пропускания или оптическими плотностями. Так, к примеру, окраска снега – белая, но в зависимости от освещения он может иметь голубоватый, синеватый или желтоватый цвет. 9 Рис. 3. Количественные характеристики светлоты поверхности Fo – интенсивность падающего света; Fρ – интенсивность отраженного света; Fτ – интенсивность прошедшего света. Окраска поверхности или степень ее светлоты характеризуется относительными величинами, которые зависят от того, как поверхность отражает или пропускает свет (рис. 3). Для количественного описания вводится оптическая плотность – мера почернения изображения. Оптическая плотность характеризует степень черноты. Чем плотность больше, тем чернее рассматриваемый участок изображения. Численно плотность равна десятичному логарифму величины, обратной коэффициенту пропускания или отражения: Если мы рассматриваем картинку «на отражение», D вычисляется по формуле: D = lg(1/r), где r – коэффициент отражения r = Fρ/F0. Для поверхностей, отражающих свет, D обычно изменяется от нуля до двух. Если мы рассматриваем картинку «на прохождение» (например, слайд), то D вычисляется по формуле: D = lg(1/t), где t – коэффициент пропускания t = Fτ/F0. Для оптических сред, пропускающих свет, D изменяется от нуля до четырех. Значение D = 0 означает, что поверхность отражает все падающее на нее излучение (абсолютно белая поверхность) или что среда пропускает все падающее на нее излучение (абсолютно прозрачная среда). Значение D = 2 означает, что поверхность ничего не отражает (абсолютно черная поверхность), соответственно D = 4 для просмотра «на прохождение» означает, что среда ничего не пропускает (абсолютно непрозрачная среда). Почему оптическая плотность является логарифмической величиной? Как отмечено выше, светлота пропорциональна логарифмическим величинам, а оптическая плотность – одна из них. Оптическую плотность можно измерить при помощи специального прибора – денситометра или определить визуально, сравнивая с ранее измеренной шкалой плотностей. Отраженный свет возникает, когда некоторая поверхность отражает световые волны, падающие на нее от источника света. Идеально белая поверхность отражает все падающие лучи, ничего не поглощая (рис. 4, а). Серая поверхность равномерно поглощает световые волны разной длины. Отраженный от нее свет не меняет свой спектральный состав, изменяется только интенсивность излучения (рис. 4, б). Черные поверхности, существующие в природе, практически полностью поглощают падающий на них свет (рис. 4, в). Идеальная черная поверхность не отражает свет вообще. Поверхности по-разному отражают свет с разной длиной волны. Так, красные поверхности поглощают световые волны, лежащие в зеленой и синей областях спектра, отражая только волны красной области. Именно поэтому при освещении красного предмета зеленым или синим светом он выглядит почти черным. Если же мы осветим красный предмет красным светом, он, наоборот, резко выделится на фоне остальных окружающих его предметов другого цвета. На принципе избирательного поглощения построены все технологии получения цвета в производстве. Рассмотрим это на примере типографского процесса: полиграфическая краска, нанесенная на бумагу, пропускает падающее излучение, поглощая определенную часть спектра; затем свет отражается от бумаги и еще раз проходит сквозь слой краски. В результате этого спектральный состав света, отраженного от запечатанной поверхности, изменяется, и мы видим цвет. 10 Рис. 4. Типы отражающих поверхностей Объект, как правило, освещается солнцем или искусственным источником света. При искусственном освещении зачастую используются цветовые фильтры, что существенно влияет на восприятие. Запомните: • чем сильнее естественный свет, тем ярче и звонче любой цвет; • предмет того же цвета, что и освещение, становится ярче. Данное явление широко используют при оформлении экспозиций – в этом случае наиболее эффективно применение светофильтров. Например, красные предметы при красном освещении выглядят очень яркими, а при зеленом – очень темными, почти черными; • белый всегда "вбирает" в себя цвет освещения. Белые объекты в красном свете выглядят красноватыми, в зеленом – зеленоватыми и т.д.; • свет отражается сильнее (предметы выглядят ярче), если лучи падают отвесно, а не под углом; • при удалении наблюдается изменение цвета: на расстоянии все предметы кажутся голубоватыми. С увеличением расстояния светлые предметы не- сколько темнеют, а темные смягчаются и светлеют. Следует иметь в виду, что удачное освещение или умелая, целенаправленная подсветка могут дать дополнительный эффект; • при искусственном освещении происходит изменение цветового тона предметов. Например, белые, серые и зеленые объекты желтеют; синие – темнеют и краснеют; тени предметов резко очерчены; предметы, находящиеся в тени, плохо различимы по цвету (см. табл. 1); • темная отделка помещений снижает освещенность в среднем на 20 – 40% - в зависимости от варианта освещения (рис. 5): прямое – до 20%, равномерное рассеянное – до 30%, отраженное – до 40%; • слабо освещенное помещение лучше всего отделывать в светло-желтые и светло-розовые тона. Белый цвет значительно им уступает, т. к. при слабом освещении белые поверхности кажутся тусклыми и серыми; • отделка хорошо освещенных помещений, обращенных на юг, может быть более темной; допустимо использование серо-голубых тонов; • освещенность нижних этажей, особенно первого, всегда хуже, чем верхних, поэтому цвет нижних этажей должен быть светлее верхних. Таблица 1. Изменение цветового тона и яркости при искусственном освещении Цвет Изменение цветового тона Изменение яркости Красный Становится более насыщенным Усиливается Оранжевый Краснеет Усиливается Желтый Белеет Усиливается Голубой Зеленеет Уменьшается Синий Теряет насыщенность Уменьшается Фиолетовый Краснеет в сторону Уменьшается пурпурного 11

© 2005-2017 ФГАУ ГНИИ ИТТ "Информика"

Главная | Каталог | Избранное | Порталы | Библиотеки ВУЗов | Отзывы | Новости | | Рекламодателям | Контакты | Карта сайта


Источник: http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/997/40997/18302


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Дизайн Человека - Учебник Базовых Концепций (скачать в pdf) Интерьер огромного зала


Дизайн учебник читать Дизайн учебник читать Дизайн учебник читать Дизайн учебник читать Дизайн учебник читать Дизайн учебник читать Дизайн учебник читать


ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ