Интерьер промысел игрушки из

Закрыть ... [X]

Сказочный мир народной игрушки особенно близок детям. Изготовление игрушек сначала не выделялось в самостоятельный промысел, а шло рядом с гончарным ремеслом. Мужчины занимались гончарством, а женщины делали игрушки. Лишь в некоторых местах игрушка обособилась в самостоятельную отрасль гончарства. Игрушки из одного места не похожи на игрушки из другого. Всюду делаются на свой фасон и украшаются по-разному.

 

ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА

 

Дымковскую игрушку нельзя спутать с другими народными игрушками благодаря её белоснежному фону. Эту игрушку делают в пригородной слободе Дымково города Вятки. Оттого и называют её то дымковской, то вятской.

Ранним игрушкам свойственны обобщённые, даже несколько архаичные формы. Делали свистульки и изображения животных. Потом появились сказочные сюжеты, фигуры барынь и кормилиц. Из фигурок составлялись жанровые сценки. Дамы и кавалеры прогуливаются парами, няньки гуляют с детьми, охотник с собакой возвращается с добычей. У фигур в движении появляются ножки-столбики, для устойчивости их ставят на круглые подставки.

К концу ХIХ века дымковская игрушка была постепенно вытеснена дешёвой гипсовой скульптурой. В начале 30-х годов ХХ века энтузиаст, местный художник Алексей Деньшин поддержал последнюю, ещё работавшую мастерицу Анну Мезрину и добился поддержки.

Мастерицы лепят игрушки из красной местной глины, сушат, обжигают. Потом белят их мелом, разведённом на молоке , и раскрашивают красками на яйце (как в русской иконописи).

Характерная для дымковской игрушки праздничность и нарядность достигается за счёт росписи. Основу росписи составляет простейший геометрический орнамент, состоящий из кругов, овалов, прямых и волнистых линий. Декоративность игрушки подчёркивается белым фоном. Гамма росписи яркая, открытая. Она построена на контрасте цветов: синего и жёлтого, малинового и зелёного, чёрного и белого. Используются также голубой, розовый, коричневый и другие цвета. Игрушки украшают листочками сусального золота.


Сегодня дымковская игрушка перестала быть только детской забавой. Она является прекрасной декоративной скульптурой, легко вписывается в современный интерьер, а также является частицей живого народного искусства.

 

ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА

 

Деревня Филимоново находится в тульской области. В облике деревни признаки гончарного промысла: кирпичные дома, крытые черепицей. Гончары здесь жили всегда, а по местному преданию, и основателем деревни во времена Ивана Грозного был гончар Филимон.

Мужчины изготовляли глиняную посуду, а женщины лепили игрушки. Для игрушек глину «синику» копают в оврагах за деревней. Называют её так потому, что в сыром виде она действительно отливает синевой. Лепили игрушки из целого куска глины, в отличие от дымковских, которые выполнялись по частям. Делают из куска глины жгут и из него «вытягивают» задуманную форму. Почти все игрушки одновременно и свистульки. Свистульки лепят так, как хозяйки делают пельмени. Глиняный шарик раскатывают в лепёшку, складывают пополам, и птичья основа свистульки готова. По формам игрушки Филимонова сильно обобщены. Игрушки с удлинёнными пропорциями из-за свойства местной глины давать быструю усадку при сушке и образовывать трещины. Их дополнительно заглаживают, поэтому игрушки приобретают удлинённые формы. Фигурки прочно стоят на коротких ножках. Игрушки делали дома и обжигали в своих горнах, сохранившихся от дедов – гончаров. Старые образцы игрушек небольшие по размерам, их масштаб соразмерен человеческой ладони. Фигурки стоят подбоченясь, с птицами-свистульками под мышкой. Всадники обхватывают короткими ручками и ножками длинные шеи коней.

Расписывать игрушки стали только с тех пор, как появились фабричные анилиновые красители. Краску берут в виде порошка, растворяя её на яйце. Игрушки не белили, так как местная глина после обжига становилась белой или светло-розовой. Часто перед росписью игрушки красят жёлтой краской, они становятся более нарядными.

Роспись яркая, в два цвета поперечными узкими полосками по всему тулову фигурок. По полосатой раскраске и узнают филимоновские игрушки. Морду и рога зверей сплошь покрывают краской. У женских фигурок самые нарядные – юбка и фартук с ярким орнаментом. Кофта и шляпка закрашивались краской, чаще всего зелёной и малиновой. Роспись проста: полоски, крестики, точки, круги, ёлочки, волнистые линии. Шапочки и шляпы часто украшены куриными перьями.

 

АБАШЕВСКИЕ СВИСТУЛЬКИ

 

Старинное село Абашево расположено в Пензенской области. Там делали посуду не только для себя, но и на продажу. В Абашеве игрушечным промыслом занимались мужчины.

В старину люди считали, что свист ветер призывает, а тот дождь с собой несёт. Дождь будет – урожай будет. Свистульку бородатого сеятеля, что засевает поле, горстями разбрасывая зерно из лукошка, называют «севец».

Приёмы обработки глины сохранились с давних времён. Глину долго мнут, пока она не станет совсем мягкой. Затем делают заготовки, катают дупли. Дупли – это деревянные палочки, утолщённые с одной стороны, похожие на кегли. На них накатывают глину. Снимают палочку, полую трубку изгибают под углом, замыкают пустоту внутри. Проделывают дырочки, чтобы получился свисток. Изделию придают вид какого-нибудь животного. Украшают оборками, кружочками, полосками, насечками. Изделия сначала сушат, а потом обжигают в горне или просто в русской печи. После обжига свистулька становится слегка розоватой.

Раньше абашевцы окрашивали свои изделия луковым взваром, отчего они становились золотисто-коричневыми. Золотили квадратиками сусального золота. Теперь окрашивают свистульки масляной краской, золотят бронзовым порошком, разведённым на лаке. Прежде всего золотят рога, оборки и ожерелья, на ножках животных делают золотые копытца. Та часть свистульки, которую берут в рот, не окрашена и имеет естественный розоватый цвет обожжённой глины.

Каких только свистулек не придумывают. Это - «петух-разбойник», курица, баран, лев, олень, утка, собака. Шерсть барана, льва, оперение птицы – каплевидные мазки глины. Тех же баранов, козлов, петухов делают и на сосудах. Например, «кувшин – петух», «чайник – баран». Посуду делают на гончарном круге, приклеивая шликером вылепленные вручную детали.. После просушки изделие два раза обжигают. После первого обжига остывший сосуд окунают в глазурь. Для коричневого цвета в глазурь добавляют окись марганца. Зелёный цвет даёт окись меди. Глазурь придаёт черепку большую плотность, он не пропускает воду.

 

КАРГАПРОЛЬСКАЯ ИГРУШКА

Город Каргополь Архангельской области не менее самобытный центр производства глиняной игрушки. Богатые залежи глины способствовали развитию гончарного производства с ХIХ века. Наряду с посудой делали и игрушки, которые продавали на ярмарках. Изготовлением игрушек занимались те же гончары, которые делали и посуду. Фигурки людей и животных приземисты, тяжеловесны, у них короткие ноги, толстая короткая шея, крупная голова. Они грубоваты и неуклюжи, но устойчивы и монолитны. Так же как и филимоновскую, каргапольскую игрушку лепят из целого куска глины, а дополнительные детали – отдельно, соединяя их с фигурой жидкой глиной. Небольшой заострённой палочкой делают глаза, рот, пасть зверя. Готовые изделия сушили две недели и обжигали в русской печи. Сейчас игрушки обжигают в электропечах.

Роспись размашистая с крупным орнаментом из полос, чёрточек, точек. Роспись по белому фону красной, синей, чёрной краской. Фигурки небольших размеров, есть и жанровые игрушки или быт простого народа: «кузнец – гармонист», дровосек, нянька с ребёнком. Кроме жанровых сцен есть фантастические образы. Архаика форм, статичность и суровый облик роднят эти фигурки с языческими божествами. «Полкан» - кентавр – полуконь, получеловек. Каргапольские игрушки узнаваемы. Того же Полкана нет больше нигде.

 

 

ИЗДЕЛИЯ ИЗ ДЕРЕВА

Виды обработки дерева.

1.Геометрическая резьба – это комбинирование простейших форм: кругов, треугольников, полосок. Эта резьба – одна из самых древних. В язычестве сочетание геометрических фигур имели свой магический смысл и символику. Со временем смысловые значения забылись.

2.Контурная резьба – в её основе лежит тонкая, чуть углублённая линия (например, прялки).

3.Плоскорельефная резьба. Рисунок резьбы обычно растительного характера. Углубляется немного фон, а сам рисунок остаётся на одном уровне с доской.

4.Прорезная резьба выполняется тонкой пилкой – лобзиком. Фронтоны домов, наличники окон, входы, перила украшает прорезная (ажурная) резьба.

5.Глухая рельефная резьба – с глухим, непрорезанным фоном и высоким рельефом узора. Она применяется в отделке мебели, при оформлении фронтонов деревянных домов, дверей, ставен, ворот. Рельефная резьба считается трудоёмкой. В оформлении архитектурных сооружений часто вместо настоящей глухой резьбы с фоном применяется накладная ажурная резьба. Детали этой резьбы вырезаются отдельно, а затем крепятся в нужных местах.

6.Скульптурная (объёмная) резьба. Мастера вырезали чаши, ковши, которые украшали резными объёмными головами коней и птиц. Края посуды обрамляли резные узоры.

В старину корабли строили из дерева. Основание регулярного флота России относится к эпохе Петра I. За 25 лет царствования Петра I было построено 150 кораблей, 360 галер, основано 30 верфей. Скульптурные композиции на кораблях должны были поддерживать патриотический дух моряков, выражать гордость русских людей за свою страну, символизировать мощь, силу, храбрость российских моряков. Такую резьбу по дереву стали называть корабельной (домовой). Но с заменой деревянных корпусов кораблей металлическими, с развитием техники в ХIХ веке мастера перенесли своё искусство на берег для украшения деревянных домов. Появляются изображения русалок – «берегинь», львов с человеческими лицами. Такая резьба имеет свободный характер.

Птица счастья

В северных сёлах важную роль играла сделанная из светлого золотистого дерева, а иногда и с раскрашенным пёстрым хвостом, птица с веерообразными крыльями и хвостом, почти смыкающимися в круг. Солнечная птица освящала и охраняла ритуальную часть крестьянского жилища, красный угол с обеденным столом, где ежедневно семья собиралась на трапезу, где проводились семейные советы. Птица была подвешена на прочной нити.

Секрет изготовления кроется в знании свойств материала. Древесина хвойных пород при распаривании становится гибкой и неломкой, а высохнув, сохраняет приданную ей форму. Расщепив по годичным слоям фигурно обработанные сосновые чурочки, мастер разворачивал тончайшие планки веером, создавая из них лёгкую узорную поверхность. В наше время такая птица счастья стала частью декоративного оформления интерьера.

 

ДЕРЕВЯННЫЕ ИГРУШКИ

Русские мастера правильно понимали назначение детской игрушки – забавлять ребёнка и в то же время познавать мир. Героями русской деревянной игрушки становились главные в жизни народа образы – конь, пахарь, кузнец, женщина-хозяйка. Играя такими игрушками, дети включались во взрослую жизнь, производя простейшие житейские ситуации, осваивали стереотипы поведения. В русской деревянной игрушке, на первый взгляд просто забавной и яркой, отражены моральные и этические ценности народа. Вместе с тем народные игрушки – подлинные произведения искусства.

Многие игрушки рождались из древних ритуальных фигурок людей и животных. Утратив со временем свою обрядовую функцию, они стали предметом игры. Хотя подлинные обрядовые предметы никогда не применялись в играх.

Наиболее долго сохранялась обережная функция игрушек, особенно это касалось игрушек гремящих, шумящих. Именно поэтому среди глиняных игрушек больше всего свистулек, которые своим звучанием отгоняли от ребёнка все болезни и напасти. То же касалось игрушек – шаркунов из бересты, наполненных сухим горохом, глиняных «погремух». Эти звучащие игрушки стали прообразом современных погремушек.

Язык знаков и символов присущ народной игрушке, как и всему народному искусству.

Дерево более сложный материал, чем глина. Мальчиков обучали работе с инструментом уже с 5 – 8 лет. Девочки и женщины шкурили, расписывали игрушки, покрывали лаком.

Особенно были распространены среди плотницких игрушек коники. Их делали в районе Поволжья. Традицию коников продолжили современные городецкие каталки и качалки коней с яркой росписью.

Крупным центром производства игрушек в дореволюционной России был Сергиев Посад. Их работы отличает остроумие, им не свойственны фантастические образы, это реалистические персонажи: барыни, гусары, крестьяне. Под воздействием Сергиева Посада производство резных игрушек возникло в соседнем селе Богородское. Постепенно здесь сформировались свои художественные традиции, возник самостоятельный промысел. Богородская резьба – изготовление из дерева скульптур малых форм и игрушек является разновидностью скульптурной резьбы.

Богородские мастера выработали приём резьбы скульптуры из так называемой «горбушки» - четвёртой части круглого деревянного полена, разрубленного топором на 4 части. Из такой заготовки отходов минимальное количество. Обычно богородская скульптура вырезается из горбушки вместе с подставкой. Фигурки делали неокрашенными, что заставляло мастеров разнообразить их отделку порезками, которыми изображали складки одежды, рисунок перьев птиц. Появляются жанровые сценки из сельской жизни и народных сказок.

Богородские мастера изобрели много игрушек с движением на параллельных планках, на вращающихся основаниях, на планках – разводах, игрушки – «дергунки», собранные на прочных нитках и шнурках, игрушки – «трясучки», у которых головы укреплены на спиральных проволочках.

Сейчас русская деревянная игрушка стала предметом коллекционирования, превратилась в своеобразный символ народного искусства.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.РостовцевН.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе.- М.: Просвещение,1980г.

2.Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию.- М.: Изобразительное искусство, 1983г.

3. Богуславская И.Я. Искусство Жостова. - М.: Интербук,1994г.

4.Вишневская В. Хохлома. – М.: Планета, 1979г.

5.Дмитриев Н.Г. Мстёра рукотворная.- Л.: Художник РСФСР, 1986г.

6.Народное искусство. Художественные промыслы СССР. - М.: Планета, 1987г.

7.Народные художественные промыслы РСФСР под. ред. Смолицкого В.Г.- М.: Советский художник, 1982г.

8.Тарановская Н.В. Маленькие чудеса.- Л., 1981г.

9.Максимов Ю.В. Родник творчества. – М., 1988г.

10.Народное искусство. Художественные промыслы СССР (фотоальбом). –М., 1987г.

11.Виноградов А.Н. Резьба по дереву.- Минск., 2003г.

12.Народные художественные промыслы под общей редакцией Поповой О.С.- М., 1984г.

 

 


Источник: http://megaobuchalka.ru/8/35353.html


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



7. Карачевская фабрика ёлочных игрушек. (ООО "Интерьер -промысел) Дизайн штор в сочетании с красным


Интерьер промысел игрушки из Интерьер промысел игрушки из Интерьер промысел игрушки из Интерьер промысел игрушки из Интерьер промысел игрушки из Интерьер промысел игрушки из Интерьер промысел игрушки из Интерьер промысел игрушки из Интерьер промысел игрушки из


ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ